НЕПОДВИЖНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ФОТОКАМЕРА. С УСТАНОВКОЙ НА ЛИНИИ ВЗЛЕТА
В. настоящее время применяются два типа измерительной фотокамеры.* неподвижная фотокамера и вращающаяся. Неподвижная фотокамера устанавливается на продолжении линии старта (фиг. 15.3) сзади или спереди самолета на достаточно безопасном удалении. Из подобия треугольников легко получаем, что
где s — расстояние от самолета до фотокамеры;
у — превышение самолета относительно горизонтальной плоскости, проходящей через объектив камеры (или
относительно другой горизонтальной плоскости, хорошо видной на снимке);
L — характерная длина на самолете (например, размах крыльев или ширина колеи шасси);
/ — ее изображение на снимке; h — изображение превышения у на снимке;
/ — фокусное расстояние камеры.
і
Ї
Фиг. 15.3. Схема съемки взлета самолета не-
подвижной ИФК вдоль траектории.
Таким образом, измерив величины / и h непосредственно на снимке, легко получить обе координаты самолета 5 и у в функции времени. Обычно начало координат располагают в точке старта; тогда координаты будут s0 — 5 и уо — у. Затем вычерчи
вают траекторию самолета и координаты s0—5 и у0—у в функции времени т—т0 (фиг. 15.4). Дифференцируя кривую sq — s=f( т — т0) по времени, получают проекцию скорости на горизонтальную плоскость, которую с большой точностью можно принять за скорость по траектории (траектория идет очень полого). Место и время отрыва легко определяются по моменту начала возрастания ординаты у0—у.
Длину взлетной дистанции определяют как длину взлета, на которой самолет достигает определенной безопасной условной высоты Н, обычно колеблющейся в пределах от 20 до 40 м. На тех же диаграммах легко определяются время, длина и скорость в конце взлетной дистанции.
У современных самолетов длина взлетной дистанции очень велика и может иногда доходить до 5—6 км; для того чтобы вся длина попадала в поле действия фотокамеры, последнюю пришлось бы относить очень далеко (на 7—10 км); это, во-первых, было бы очень неудобно, а во-вторых, сильно снизило бы точность, так как размеры самолета на снимке получались бы крайне малыми. Поэтому обычно фотокамеру располагают на сравнительно небольшом расстоянии от старта (1—2 км, лишь бы была обеспечена безопасность), но в момент прохождения самолета над фотокамерой ее поворачивают ровно на 180°, для чего имеется специальное приспособление; при таком методе съемки часть воздушной дистанции выпадает из съемки и эту часть приходится восстанавливать интерполированием.
По этой причине, а также вследствие трудности получения отчетливого изображения размаха крыльев (или ширины колеи) при больших расстояниях от фотокамеры и необходимости применять переменный масштаб [см. формулу (15. 1)], этот метод в настоящее время применяется очень редко.